Проповедь епископа Савватия после Божественной литургии 21.08.2018г

21.08.2018г
21.08.2018
21.08
21.08.2018
21.08
21.08
Фото: tara-eparhiya.ru

Проповедь епископа Савватия (Загребельного) Тарского и Тюкалинского, в день св. Зосимы, Савватия и Германа преподобных Соловетских, после Божественной Литургии в Спасском кафедральном соборе 21.08.2018г

 

  Видео проповеди: https://youtu.be/hiWu-gUKmNc

 

 

 

 

Почитание святых Зосимы и Савватия

Почитание Савватия началось сразу после его кончины. Первоначально оно было связано с местом погребения святого у устья Выга (в Житии Савватия сообщается о «многих знамениях», «иже творяхуся при гробе его»), а также с новгородом, где получили распространение рассказы купца Ивана, похоронившего Савватия, и брата его Федора о чудесной помощи святого на море. Иван и Федор повелели написать икону Савватия и привезли ее в Соловецкий монастырь. В обители почитание Савватия установилось после перенесения его мощей. Почитание Зосимы началось вскоре после его преставления. Согласно Житию, на 9-й день после погребения святой явился иноку Даниилу и сообщил, что избежал бесовских мытарств и что Бог причислил его к лику святых. Через 3 года после кончины Зосимы его ученики воздвигли над могилой часовню и, приходя по ночам, до утрени молились своему духовному отцу.

Особенно широко распространилось почитание Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. К помощи преподобных прибегали во время бедствий на море, к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами, иконы Зосимы и Савватия появились в домах поморов задолго до того, как их стали писать в Соловецком монастыре. Об этом повествуется в рассказах о чудесах святых, включенных в их Жития. В первых 10 повествованиях, записанных учеником Зосимы Досифеем в 1503-1510 гг., сообщается о чудесах преимущественно Зосимы (только в 2 рассказах: «О видении столпа огненаго» и «О погибшем сокровище»,- описано явление обоих Соловецких преподобных). Указанные 10 рассказов повествуют о чудесах, происходивших прежде всего с соловецкими монахами. В завершение каждого повествования Досифей напоминает, что Зосима по своему обещанию духом пребывает с соловецкой братией, о чем свидетельствуют описываемые чудотворения. В последующих 16 повествованиях, созданных игум. Вассианом, география чудотворений расширяется, они совершаются на Белом море, в деревне Шуя-Река (ныне с. Шуерецкое Беломорского р-на, Карелия) и т. д., но по-прежнему главным чудотворцем в них выступает Зосима. До 30-х гг. XVI в. почитание Зосимы среди поморов было более распространено, нежели почитание Савватия. Поморы помнили Зосиму и сохраняли к нему глубокое почтение. О большей укорененности в Соловецком мон-ре памяти Зосимы в сравнении с памятью Савватия говорит и то, что в начале XVI в. был составлен молебный канон Зосимеото(сложенный по образцу «Канона единому преподобному» из Общей Минеи), который читали иноки и миряне. По-видимому, в нач. XVI в. была составлена служба Зосиме («шестеричная»). Самый ранний сохранившийся список, датируемый 1518-1524 гг., принадлежал Гурию (Тушину). В 20-х гг. XVI в. была составлена «шестеричная» служба Савватию, при этом Зосиме уже служили полиелейную службу.

Таким образом, в первые десятилетия XVI в. одновременно с преимущественным почитанием Зосимы существовала и тенденция к установлению общей памяти Соловецких святых. Последняя тенденция возобладала в 30-х гг. XVI в. Именно тогда при создании новых редакций Житий Зосимы и Савватия  в рассказах о чудесах, записанных игум. Вассианом, была проведена правка и к имени Зосимы было добавлено имя Савватия. В 30-х гг. XVI в. почитание Зосимы и Савватия широко распространилось в Новгороде, в одном новгородских церковных Уставов сер. XVI в.Зосима и Савватий называются «новгородскими великими новыми чудотворцами». Произошло это, по-видимому, вскоре после пожара 1538 г., полностью уничтожившего Соловецкий монастырь. Восстановлению обители и прославлениюЗосимы и Савватия в немалой степени способствовали соловецкий игум. Алексий (Юренев) и архиеп. Новгородский св. Макарий. во вкладной записи в книге Никона Черногорца, вложенной в 1542 г. в Соловецкий монастырь, свт. Макарий называет Зосиму и Савватия «святыми великими чюдотворцами». Ок. 1540 г. по благословению свт. Макария была составлена общая служба соловецким чудотворцам под 17 апреля, служившаяся с полиелеем или со всенощным бдением. В нее вошли стихиры и каноны из уже существовавших отдельных служб Зосиме и Савватию (на 17 апреля и 27 сентября), которые были дополнены стихирами на литии (каноны Зосимы и Савватия в ней надписаны именем «Спиридона, митрополита Киевского», но данная атрибуция является недостоверной). 6 июля 1540 г., согласно Новгородской III летописи (XVII в.), было начато строительство придела «святых и преподобных отец Зосимы и Саватия, Соловецких чюдотворцев» в Андреевской церкви на Щитной ул. в Новгороде. В нач. 40-х гг. XVI в. для Соловецкого монастыря в Новгороде была написана большая житийная икона Зосимы и Савватия. с 55 клеймами, ее поместили в местном ряду иконостаса монастырского Спасо-Преображенского собора.

После вступления свт. Макария на митрополичью кафедру (1542) почитание соловецких чудотворцев распространилось и в столице, прежде всего при дворе вел. князя. В 1543 г. великий князь Иоанн IV Васильевич прислал в Соловецкий монастырь «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев. В это время в обители были обновлены надгробные деревянные часовни Зосимы и Савватия, пострадавшие от пожара. Часовня Зосимы была выстроена на новом месте - за алтарем Успенской ц., рядом с часовней Савватия, поскольку в монастыре готовились к перенесению мощей Зосимы. Специально к этому событию в Москве игум. св.  Филиппом были заказаны 2 большие житийные иконы Зосимы и Савватия, предназначенные для помещения их в киотах у гробниц чудотворцев. Для рак Зосимы и Савватия в 1545 г. были изготовлены новые позолоченные надгробные иконы «осми пядей» с серебряными венцами, украшенные цатами и гривнами. 2 сент. 1545 г. состоялось перенесение мощей Зосимы в новую часовню.

Следующим этапом канонизации Соловецких преподобных стал Собор, прошедший 1-2 февраля 1547 г. в Москве. На нем было установлено общерусское празднование «новым чудотворцам» Зосиме и Савватию  под 17 апреля. В это время в Соловецком монастыре по инициативе игум. Филиппа были произведены разыскания святынь, связанных с памятью основателей монастыря: найдены принадлежавшая Савватию икона Божией Матери «Одигитрия» (не сохранилась) и его каменный молельный крест, ризы Зосимы и принадлежавшая ему Псалтирь. Все эти находки стали предметами особого почитания. В 1548 г., при игум. Филиппе, были записаны 11 «новосотворенных чудес» Зосимы и Савватия и Предисловие к ним. Вероятно, тогда же по просьбе игум. Филиппа и соловецкой братии Лев Аникита Филолог написал Похвальные слова З. и С. и составил новые редакции служб преподобным. После 1547 г. был создан общий канон Зосиме и Савватию (с краегранесием: «Приими пение, Саватие, пустынный жителю, и Изосима, небесный гражданине»), созданный по образцу «Канона двум преподобным» из Общей Минеи и дополненный тропарями из более ранних отдельных канонов Зосимы и Савватия.

В 1558-1566 гг. в обители был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, с северной стороны которого был пристроен придел, посвященный соловецким чудотворцам (в документах XVI в. пристройка называлась «приделом Зосимы»). Освящение Спасо-Преображенского собора состоялось 6 августа 1566 г. 8 авуста. был освящен придел Соловецких чудотворцев, в него перенесли мощи святых, которые были помещены в деревянные резные позолоченные раки со скульптурными изображениями фигур Зосимы и Савватия на крышках и с рельефными житийными клеймами на боковых стенках. В память об этом событии были составлены служба под 8 августа и Похвальное слово на перенесение мощей Зосимы и Савватия. В том же году, как сообщается в «Летописце» кон. XVI в., «ездили к государю к Москве с мощми чюдотворцовыми и святыми водами»  ). Игум. Филипп, будучи вызван в Москву для поставления на митрополичью кафедру, не принимал участия в освящении Преображенского собора и в перенесении мощей Зосимы и Савватия. Став главой Церкви, свт. Филипп построил на митрополичьем дворе в Кремле церковь во имя соловецких чудотворцев (1568).

В 1583-1585 гг., при игум. Иакове, для рак Соловецких чудотворцев были изготовлены лицевые покровы Зосимы и Савватия, вышитые в московском Новодевичьем в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре. 2 других покрова были вышиты в 90-х гг. того же столетия в мастерской царицы Ирины Годуновой; сохранился только один из них - с изображением Зосимы. В 1660 г. резные стенки рак Зосимы и Савватия были закрыты позолоченными серебряными пластинами чеканного дела, изготовленными в Амстердаме из серебра, вложенного в Соловецкий монастырь боярином Б. И. Морозовым. В 1662 г. в Соловецкий монастырь поступил значительный вклад от именитых людей Строгановых: «два покрова шиты в лицах на чудотворцовы раки Зосимы и Савватия». Оба покрова были исполнены в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в мастерской А. И. Строгановой в 1660-1661 гг.

В 1694 г. в монастыре случился пожар, во время которого пострадали гробницы Зосимы и Савватия и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Петр I, побывавший на Соловках в том же  году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора. В 1861 г., по завершении строительства в монастыре Свято-Троицкого собора, мощи Зосимы и Савватия были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора.

Со времени основания Соловецкого монастыря Зосима и Савватий чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике середины XVI в., принадлежавшем Варлааму, игум. московского в честь Богоявления мужского монастыря, Зосима и Савватий. названы «святыми морскими чюдотворцами». Зосима и Савватий также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К помощи Зосимы и Савватия прибегают в болезнях, имелось множество посвященных преподобным больничных храмов: в Троице-Сергиевом монастыре, во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пуст. Больничная церковь в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пуст. с приделом во имя Зосимы и Савватия. была построена на месте явления прп. Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божией Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь Зосимы и Савватияпрп. Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией прп. Серафима, на 2 недели был установлен гроб с его мощами.

Особое почитание Зосимы и Савватия существовало в старообрядческом Выголексинском общежительстве, созданном в кон. XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчет истории Выговской пусыни. со времени основания Соловецкого монастыря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пустыни был посвящен Зосиме и Савватию. Андрей и Семен Денисовы и 2 неизвестных выговских автора написали 8 Похвальных слов Зосиме и Савватию, в них подчеркивалась особая роль преподобных в духовном просвещении Поморья.

После закрытия Соловецкого монастыря (1920) мощи Зосимы и Савватия были спрятаны братией от поругания в Спасо-Преображенском соборе монастыря, но сотрудники ОГПУ сумели обнаружить тайник. 22 сент. 1925 г. мощи преподобных были вскрыты и переданы в исорико-археологичое отделение музея Соловецкого общества краеведения (СОК), существовавшего при Соловецком лагере особого назначения. В музее СОК раки с мощами святых были выставлены в надвратной Благовещенской церкви по обе стороны царских врат. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелиг. музей (ЦАМ) в Москву. После закрытия ЦАМ в 1946 г. святые мощи были переданы в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государстенный музей истории религии), располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

В апреле 1989 г. мощи соловецких преподобных были предъявлены церковной комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием (Ридигером; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача Церкви святых мощей Зосимы, Савватия и Германа, которые были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 19-20 августа 1992 г. святые  мощи, сопровождаемые Патриархом Алексием II, были перевезены на Соловки и установлены в монастырском Спасо-Преображенском соборе, где 21 августа было совершено богослужение, посвященное памяти перенесения мощей Зосимы и Савватия в 1566 г. В конце августа мощи 3 соловецких преподобных были перенесены в надвратную церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, освященную Патриархом Алексием II 22 августа. В память о возвращении мощей Соловецких чудотворцев в основанный ими монастырь (2-е перенесение мощей) 3 апреля 1993 г. было установлено празднование, совпадающее с днем празднования 1-го перенесения мощей в 1566 г.,- 8 (21) августа. В настоящее время мощи соловецких первоначальников вместе с мощами свт. Маркелла покоятся в монастырской церкви во имя свт. Филиппа (освящена 22 августа 2001 г. Патриархом Алексием II), на лето их перемещают в Спасо-Преображенский собор.

Ещё новости о событии:

21.08.2018г - Тарская епархия
Проповедь епископа Савватия (Загребельного) Тарского и Тюкалинского, в день св.
18:11 21.08.2018 Тарская епархия - Тара
  Проповедь епископа Тарского и Тюкалинского Савватия  на всенощном бдении, в святой день Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев  Видео проповеди:
17:00 21.08.2018 Тарская епархия - Тара
 
По теме
2024.03.28 епархиальное собрание (13) - Епархия 28 марта 2024 года в новом здании Епархиального управления состоялось Епархиальное собрание Омской и Калачинской епархий Омской митрополии.
Епархия
чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
Епархия
Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
Газета Ваша звезда