11 Сентября-Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

День трезвости
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
Обет
обет 1
обет 1
Иоанн Предтеча, прор.; Россия. Киевская Русь; XIV в.; местонахождение: США. Хьюстон (Техас). Menil Collection; материал: дерево, золото (сусальное).
Фото: www.pravoslavie.us

11 Сентября в Спасском Кафедральном Соборе перед Божествественной Литургией был прочитан акафист в честь Пророка Иоанна Предтечи,по окончании Богослужения,по случаю ежегодного дня трезвости в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи отслужен молебен о страждующих недугом винопития.

Решившим твёрдо завязать с зависимостями вручили именные «Обетные грамоты», в которых изъявлено намерение не употреблять ничего спиртного, наркотического,не принимать участие в различных предрассудительных играх,не сквернословить и не склонять к этому других людей.Трезвость по определению библейской энциклопедии - христианская умеренность в употреблении пищи и питья, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых, греховных мыслей, пожеланий и дел.

Житие Иоанна Предтечи.
"Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его." (Мф. 11, 11).

Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель  (6—2 гг. до н. э. — ок. 30 года н. э.) последний в ряду ветхозаветных пророков - предвозвестников прихода мессии. Открыл избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя, крестивший Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев.  Священные омовения впоследствии стали называться таинством крещения. Крестив в водах реки Иордан Иисуса Христа трижды окунув Его в воду. Иоанн Предтеча обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Иоанн Предтеча (Креститель) - историческая фигура, упоминающаяся в рукописях  "Иудейских древностей"  Иосифа Флавия. Эти тесты считаются аутентичными, и не являющимися позднейшими вставками переписчиков-христиан. 
1. Благовестие Ангелом о Рождение Иоанна Предтечи. В царствование Ирода, царя иудейского, в городе Хевроне жили праведной жизнью священник Захария и его жена Елисавета. Не имели они детей, что у евреев считалось наказанием Божиим за грех. В бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких преклонных лет, когда уже не стало надежды иметь детей. Но однажды, когда старец Захария служил в иерусалимском храме, к нему явился Ангел и  "…сказал ему: не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1, 13—17).Изумленный и обрадованный словами Ангела,  "сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" (Лк. 1, 18).  "Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.
Закончив служение в храме, Захария вернулся, и Елисавета, несмотря на свой возраст и прежнее неплодие, зачала. Елисавета в продолжение пяти месяцев скрывала свою беременность от людей. Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл Ей, что  "Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц," (Лк. 1, 36).
Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее.  "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа," (Лк. 1, 41).  2. Рождество Иоанна Предтечи. Елисавета, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. На восьмой день от дня рождения Иоаннова надлежало, по закону Моисея, обрезать младенца и дать ему имя. По иудейскому обычаю, родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захарием.  Но Елисавета не согласилась. Тогда спросили знаками Захарию.  "Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему»" (Лк. 1, 63-64). С того времени разрешился язык Захарии, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею:  "И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему" (Лк. 1, 76). 

 


3. Юные годы Иоанна Предтечи. С юных лет Иоанн избрал необыкновенный образ жизни - он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню, поселился в дикой пещере и пробыл в ней до тридцатого года своей жизни, предаваясь молитве и благочестивым размышлениям, непрестанно беседуя с Единым Богом.
Одежду носил он простую, жесткую, сшитую из ткани из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. Питался кореньями растений, диким медом и акридами (саранчой). Живя в глубине пустыни, Иоанн Предтеча ожидал, когда Господь призовет его на дело общественного служения. 
4. Проповеди Иоанна Предтечи о Пришествии Мессии. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, голос Божий повелел оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением побуждать народ к раскаянию во грехах: так как наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесному голосу, Иоанн явился на берега реки Иордана в пустыне Иудейской. Народ начал стекаться к нему. Иоанн Креститель проповедует  "и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему." (Мф. 3,2-3).
Для того, чтобы люди более ясно понимали, как им нужно избавляться от своих пороков, Иоанн Креститель давал наставление каждому сословию порознь. И людям скупым, и людям своекорыстным, и мытарям (сборщикам податей), и воинам. Иоанн умел ясно и понятно передавать каждому великую заповедь:  "люби ближнего как самого себя".

 

Но помимо простых людей, к Иоанну приходили и люди, пользовавшиеся большим уважением в народе - фарисеи и саддукеи. 
Фарисеи  - это люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии.
Саддукеи  - это люди неверующие, отличающиеся вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства.
"Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь." (Лк. 3, 7-9).
Многие жителей Иудеи и Иерусалима приходили к Иоанну Крестителю и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Влияние проповедей и крещения были так велики, что люди втайне начали думать а не Христос ли Иоанн?  "Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем." (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн отвечал, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.


5. Иоанн Предтеча Крестит Иисуса Христа.
"Христос не нуждался в крещении, ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой" (св. Иоанн Златоуст).
Уже полгода Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев,  "тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него." (Мф. 3, 13). Пришел Тот, о Ком Иоанн проповедовал. Иисус из Назарета Иоанн знал Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, знал о необыкновенной чистоте и святости жизни Иисуса. 
Дух Святой, осенявший Иоанна от чрева матери, при появлении Иисуса озарил душу его особенным, небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего Иоанн прежде не чувствовал. Иоанн почувствовал, что Иисус из Назарета, стоящий пред ним, и есть Господь и Бог его, Владыка неба и Земли, свет истинный, просвещающий всякого человека.
Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения.  "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3, 14).
Иисус вошел в реку Иордан.  "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение." (Мф. 3, 15-17).
Так совершились крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских и открытие для Иоанна Крестителя Божества Иисуса Христа, обетованного Мессии. Иоанн воочию убедился в Божественном достоинстве Иисуса:  "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий." (Ин. 1, 33-34).
В дальнейшем, все проповеди Иоанна Крестителя были посвящены свидетельству о Божестве Иисуса Христа, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство.
6. Иоанн Предтеча - Глас Вопиющего в Пустыне. Многие люди продолжали и после крещения Иисуса Христа видеть Мессию в самом Иоанне, так как смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятиями о величии Мессии. Старейшины народа иудейского отправили к Иоанну посольство из священников и левитов, чтобы спросить, кто Иоанн? Иоанн объявил:  "я не Христос." (Ин. 1, 20).
Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то:  "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет." (Ин. 1, 21). Услышав этот твердый ответ Иоанна посланники "Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия." (Ин. 1, 22-23).
Тогда посланные спросили Иоанна:  "Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?" (Ин. 1, 25).  "Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. (Ин. 1, 26—27).
7. Иоанн Креститель - "Друг жениха...", последнее свидетельство Предтечи. "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. (Ин. 1, 29-31).
Полно и ясно раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа своим ученикам. Но ученики Иоанна пожаловались ему на то, что Иисус, Которого крестил он и Который, вместо того чтобы почитать Крестителя учителем Своим, собирает собственных учеников и начинает крестить. Иоанн указывает им, что Иисус начинает крестить  "чрез учеников Своих" (Ин. 4, 2). И далее  "Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба." (Ин. 3, 27).  "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним" (Ин. 3, 27).
Иоанн использует сравнение, в котором уподобляет Христа жениху, последователей его невесте, а себя называет другом жениха:  "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться." (Ин. 3, 29-30).
"…Приходящий с небес есть выше всех, …ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем." (Ин. 3, 31—36).
Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Три ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом; это были будущие апостолы: 
- Андрей, названный Первозванным;
- Иоанн, любимый ученик Господа;
- Петр.
Великий учитель их Иоанн Предтеча вскоре заключен был в темницу, а оставшихся учеников своих направил к Иисусу для того, чтобы ученики убедились в Божественном достоинстве Его, как Мессии. Этим Иоанн еще раз показал свою верность цели своего великого служения.
Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек.  "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его." (Мф. 11, 11). 
8. Убиение Предтечи Христова. В темницу Иоанн заточен был галилейским правителем Иродом Антипой. Ирод Антипа питал к Иоанну большое уважение. Он советовался с Иоанном при принятии государственных решений и с удовольствием беседовал с ним. 
Вопреки закону Божию, Ирод вступил в брак с Иродиадою, женою своего еще живого брата Филиппа, прогнав свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, возвысил голос против такого беззакония  "Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего" (Мк. 6, 18).  "Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла." (Мк. 6, 19).
Но вскоре эта Иродиада нашла способ отомстить. На своем дне рождения Ирод был поражен танцем Саломеи, дочери Иродиады, настолько, что сказал ей:  "Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе"; и с клятвою прибавил: "Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства" (Мк. 6, 22-23). Саломия, по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. И Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, согласился на убийство Предтечи Христова.
Оруженосец Ирода отсек голову Иоанна и поднес ее на блюде девице Саломее, которая передала отсеченную голову матери своей.
В память об этом установлен церковный праздник —  Усекновение главы Иоанна Предтечи. 
9. Праздники, связанные с Иоанном Предтечей. Иоанн Креститель  – самый почитаемый святой после Богородицы. Он играет в православной традиции очень важную роль. Лишь ему православие присваивает предельную близость к Иисусу, наравне с Богородицей и представляет его важнейшим молитвенником за всех христиан. Особенно ярко это иллюстрируется тем, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на литургии (интерцессии) имя Предтечи поминается сразу за именем Богородицы.
В честь Иоанна Крестителя в Церкви установлено несколько праздников:
  • 23 сентября (6 октября) – Зачатие Иоанна Предтечи.
  • 24 Июня (7 Июля)-Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) – Усекновение Главы Иоанна Предтечи. Входит в число великих праздников, установлен строгий пост.
  • 7(20) января – Собор Иоанна Крестителя. Связан с праздником Крещения.
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году / 24 февраля (9 марта) в не високосном году – Первое и Второе Обретение Главы Иоанна Предтечи.
  • 25 мая (7 июня) – Третье Обретение Главы Иоанна Предтечи.
  • 12(25) октября – праздник Перенесение Десницы (правой руки) Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину.
  • Источники информации. -  http://www.ioannpredtecha.ru/docs/28.htm
    -  http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Иоанна_Предтечи 
    -  http://www.pravmir.ru/ivan-kupala-i-ioann-krestitel-ot-ivana-do-ioanna

    Ещё новости о событии:

    День трезвости - Тарская епархия
    11 Сентября в Спасском Кафедральном Соборе перед Божествественной Литургией был прочитан акафист в честь Пророка Иоанна Предтечи,по окончании Богослужения,по случаю ежегодного дня трезвости в день памяти Усекновения глав
    01:26 12.09.2017 Тарская епархия - Тара
    10 Сентября,иерей Михаил Сафичук,настоятель Спасского Кафедрального Собора , в  проповеди на Всенощном Бдении обратился к воспоминанию событий Усекновения главы Иоанна Предтечи,и Его служению Богу и Людям.
    18:34 11.09.2017 Тарская епархия - Тара
    11 сентября Православный мир молитвенно воспоминает Усекновение главы Крестителя и пророка Христова Иоанна.
    15:30 11.09.2017 Епархия - Омск
     
    По теме
    2024.03.28 епархиальное собрание (13) - Епархия 28 марта 2024 года в новом здании Епархиального управления состоялось Епархиальное собрание Омской и Калачинской епархий Омской митрополии.
    Епархия
    чтение_1р - Епархия 25 марта 2024 года участники православного подросткового отряда «Стрела» и инструкторского отряда «Фавор» собрались в храме для великопостного прочтения Евангелия.
    Епархия
    Песня жить и дружить помогает... - Газета Ваша звезда Наталья Чердынцева, жительница села Юрьевка, не мыслит себя без песни и творчества Культура – понятие широкое и всеобъемлющее, она связывает национальности и традиции, людей разных поколений и вероисповеданий.
    Газета Ваша звезда